#плейлистЦРФ ФОЛЬКЛОРНАЯ ГРУППА СЕЛА СЕВЕРНОЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Традиционный песенный фольклор Западной Сибири. М.: Мелодия, 1987. с. Северное Северного р-на Новосибирской обл. Составитель В. Асанов, звукорежиссер Ф. Гурджи, редактор В. Насонов, художник А. Кабанов. Содержание: 1. Травушка, моя муравушка (протяжная) 2. Ты не вейся, черненький ворон (солдатская) 3. Зародилася Дуняша (крутуха) 4. Летела кукушечка (свадебная) 5. Вы послушайте, ребята (рекрутская) 6. Где ж ты был, мой черный баран (шуточная) 7. He летай-ка, соловей (крутуха) 8. Ох и стой, березушка (свадебная) 9. Да там тетера шла (хороводная) 10. Разьезжает душа добрый молодец (масленичная) 11. Бояре, мы к вам пришли (хороводная) 12. Катя, моя Катенька (протяжная) 13. Сестрица, кого прядешь! (вечерочная) 14. Ах ты, миленький мой (крутуха) Фольклорная группа села Северное Новосибирской области: Матрена Антопкина, Александра Халява, Анисья Якимова, Татьяна Григорьева, Елена Гребковская, Анна Арманчеева. Запевают: Анисья Якимова (1-12, 14), Елена Гребковская (13). Фольклорная группа села Северное была случайно открыта во время одной из экспедиций Ансамбля сибирской народной песни областного научно-методического центра народного творчества и культпросветработы летом 1984 года. Постоянными жителями Северного (одного из районных центров Новосибирской области) участники фольклорного ансамбля стали не так давно. Еще в начале нынешнего столетия большая группа старообрядцев — «кержаков» перебралась в Западную Сибирь из Белоруссии. На территории Новосибирской области были образованы села: Макаровка (Кыштовский район), Козловка (Болотнинский район), а также Бергуль, Морозовка, Платоновка (Северный район). Двух последних сел уже нет в Северном районе. По разным причинам жители этих деревень разьехались. В 1974 году последние семьи из Платоновки перебрались в районный центр. Таким образом, бывшие платоновцы оказались в Северном. Певческий стиль белорусских «кержаков» очень своеобразен. Будучи русскими по происхождению, они долгое время жили в Белоруссии, и это обстоятельство не могло не повлиять на их культуру. Как в устной речи, так и в пении легко угадывается белорусский диалект. Некоторые танцевальные жанры белорусской музыки (крутухи, например) органично вошли в музыкальную культуру переселенцев. Есть и другие влияния. Но в целом культура белорусских «кержаков» русская в своей основе. Достаточно послушать песни в их исполнении, чтобы это почувствовать. Большое место в музыке северян занимают протяжные лирические песни с очень своеобразным голосоведением. Они составляют основу всего репертуара. Сюда же можно отнести некоторые солдатские и свадебные песни (по типу музыкального изложения). Кроме этого много плясовых (крутух), хороводных и других песен. В группе, записанной на пластинку, шесть песельниц: Якимова A.В., Антопкина М.В., Халява А.П., Гребковская Е.В., Григорьева Т.В., Арманчеева A.В. Что характерно, четверо из них — родные сестры. Наверное, это и определяет слаженность и стройность всего, больше чем напололовину семейного, ансамбля. Запевает все песни Якимова A.В., старшая из сестер. Она, безусловно, является лидером в ансамбле, так как помнит и может начать любую песню. В заключение хочется сказать, что у всех любителей фольклора состоится еще одна встреча с талантливыми народными музыкантами, которыми, бесспорно, являются песельницы села Северное Новосибирской области, открывшие нам еще одну неувядаемую страницу народной музыки. В. Асанов #центрфольклора #фольклор #культура #традиция #движениектрадиции #этнография #годкультурногонаследия

Теги других блогов: музыка фольклор Западная Сибирь